- Планы правительства до 2025 года
- Миграционная амнистия 2019 года для граждан Молдовы
- Иммиграционное право США
- Усиление контроля над нелегалами
- Миграционное законодательство Российской Федерации
- История развития
- Иммиграционное право Великобритании
- Для граждан ЕС
- Миграционная амнистия — 2019
- Обязательная дактилоскопия мигрантов с 1 января 2016 года
- Основные направления миграционной политики РФ
- Правила въезда в Россию мигрантов: кому въезд в страну запрещен
- Изменения в законодательстве о миграции: увеличен срок временного пребывания в РФ для граждан из ДНР и ЛНР
- Новое в миграционном законодательстве
- Получение загранпаспорта
- Прохождение экзамена для мигрантов
- Полис медицинского страхования
- Новеллы в законодательстве о миграции: новые обязанности приглашающей стороны
- Упрощение процедуры получения гражданства для иностранцев, участвующих в программе переселения соотечественников
Планы правительства до 2025 года
Правительство РФ уделяет повышенное внимание решению миграционных вопросов. Об этом говорит утверждение Концепции государственной миграционной политики до 2025 года.
В указанном документе определяются цели проведения миграционной политики в России и основные задачи ее реализации до 2025 года. Условно выполнение поставленных задач разделено на 3 этапа. Первый уже прошел, так как был намечен на 2012-2016 гг. Еще 2 этапа предполагают проведение основных мероприятий в сфере миграции, в том числе на период до 2020 г. планируется:
- проведение мониторинга ранее провозглашенных программ в сфере миграции;
- усиление использования информационных технологий в соответствующей сфере;
- принятие программ, способствующих развитию и поддержанию развития в миграционной сфере.
Заключительный этап 2021-2025 гг. предполагает следующие виды деятельности:
- анализ и оценка проведенных программ;
- расстановка и оценка ориентиров на будущее.
По результатам реализации всех этапов Концепции, возможно, будут приняты новые законы для мигрантов или изменены существующие законодательные акты в сфере миграции.
Миграционная амнистия 2019 года для граждан Молдовы
3 декабря 2018 года на сайте МВД России опубликована информация, которая обрадовала многих граждан Молдовы.
Иностранцы из этой страны, нарушившие срок временного пребывания в Российской Федерации, могут выехать до 24 февраля 2019 года. При этом они не будут привлекаться к ответственности по статье 18.8 КоАП РФ, соответственно, в отношении них не будут применяться правила о невозможности въезда в Россию в течение 5 лет с момента административного выдворения.
Для тех, кто выедет до 24 февраля 2019 года, МВД будет проводить работу по отмене решений о не разрешении въезда в Россию, если таковые принимались. Эти меры в народе прозвали миграционной амнистией.
Таким образом, в 2019 году миграционное законодательство подверглось серьезным изменениям. Основное из них заключается в том, что с 29 марта 2019 года Президент России наделяется правом определять дополнительные основания для получения иностранцами гражданства РФ в упрощенном порядке. Поэтому мы с нетерпением ждем президентских указов в этой сфере. Новый закон о миграционном учете иностранных граждан не принят и в ближайшее время к принятию не планируется.
Иммиграционное право США
Иммиграционное право Соединённых Штатов Америки развивалось неравномерно. Ещё в колониальные времена отдельные колонии могли создавать собственные миграционные законы.[3] Первой попыткой урегулировать натурализацию иностранцев стал «Закон о натурализации 1790 года». Тем не менее, несколько лет спустя был принят «Закон о недопущении китайцев» (Chinese Exclusion Act (англ.)), с целью остановить растущую иммиграцию из Китая. «Закон об иммиграции 1924 года» (Immigration Act of 1924) установил квоты на въезд иммигрантов, отдельно по национальностям/странам происхождения. «Закон об иммиграции и гражданстве 1952 года» (Immigration and Nationality Act of 1952) привёл к созданию Службы иммиграции и натурализации США (Immigration and Naturalization Service).
Вопросами иммиграции в США занимаются пять основных подразделений федерального правительства: Министерство национальной безопасности, Министерство юстиции, Государственный департамент, Министерство труда и Министерство здравоохранения (Department of Health and Human Services).
Особую роль играет Министерство национальной безопасности, которое в 2003 году заменило собой Службу иммиграции и натурализации. Оно обеспечивает соблюдение иммиграционных законов и предоставление положенных благ и прав приезжим людям. МНБ, в свою очередь, делится на три департамента: Службу гражданства и иммиграции (Citizenship and Immigration Services), Иммиграционную и таможенную полицию и Таможенно-пограничную службу (Customs and Border Protection).
Каждый год Федеральное правительство проводит «Диверсификационную лотерею». Лотерея предоставляет гражданам других государств возможность законного въезда в США. Правда, к участию в ней допускаются только уроженцы государств «с низким уровнем иммиграции в Соединённые Штаты».
В настоящее время существуют два типа въездных виз в США: для людей, желающих переехать в США на постоянное жительство, предназначена «Виза иммигранта» (англ. Immigrant Visa), а приезжающим на некоторое время (туризм, деловые поездки) выдаётся «Виза неиммигранта» (англ. Non Immigrant Visa). Визы «per country-caps» больше не выдаются.
Соединённые Штаты Америки каждый год предоставляют статус постоянного жителя (вид на жительство) более чем миллиону иностранцев; они принимают больше иммигрантов, чем любая другая страна в мире.
Иммиграционное право становится всё более серьёзным вопросом политики США, особенно после .
Усиление контроля над нелегалами
Нарушение миграционного законодательства РФ грозит возникновением проблем для целого ряда лиц:
- самого нелегала;
- принявшей стороны;
- работодателя;
- лица, предоставляющего жилье.
Именно поэтому основные положения законодательства РФ в сфере миграции нарушать не стоит. Постоянно пересматриваются размеры штрафных выплат. Среди наиболее вероятных видов штрафов встречаются:
- за привлечение к трудовой деятельности лица, не имеющего патента. Для граждан он составляет 2-5 тыс. р., для юридических лиц – 250-800 тыс. р.;
- аналогичный размер устанавливается за отсутствие у организации разрешения на прием иностранца;
- за предоставление жилья или транспортного средства мигрантам размер штрафа составит от 2 до 5 тыс. р., для юридических лиц – 400-500 тыс. р.
В 2017 году произошло заметное увеличение размеров штрафных выплат за нарушение законодательства в сфере миграции как для самих незаконных мигрантов, так и для лиц, предоставляющих им жилье, работу и т. д.
Миграционное законодательство Российской Федерации
История развития
На протяжении долгих периодов истории миграция жителей России была незначительной, а миграционное право было неразвитым и резко ограничивающим свободу передвижения, как в пределах страны, так и через её границы. При крепостном праве большинство крестьян были вообще лишены свободы передвижения, да и для вольных людей существовали многие ограничения. Жить повсеместно разрешалось лишь купцам первой гильдии. Большинство миграций в то время были «побегом» от тяжёлых условий жизни, носили вынужденный и не урегулированный характер.
Во времена СССР существовал институт прописки разрешительного характера, ограничивающий выбор места проживания гражданами страны. Особенно это касалось городов Москва, Ленинград и Киев. А в 1920-х — 1950-х годах многие деревенские жители не имели права на получение паспорта, а значит, были лишены свободы законного перемещения по стране и выбора места жительства и работы.
Формально признавалась свобода эмиграции, но реально получить все необходимые документы для выезда за границу было затруднительно.
Новый этап развития миграционного права начался с принятием ныне действующей Конституции Российской Федерации, а также законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Так же в 1992—1993 гг. Россия присоединилась к Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев и Протоколу 1967 г., касающемуся статуса беженцев, Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и другим международным нормам, устанавливающим, в том числе, миграционные права и свободы.
Иммиграционное право Великобритании
До 1983 года каждый родившийся на территории Великобритании имел право на приобретении британского гражданства. После 1983 г. для получения гражданства ребёнком требуется, чтобы хотя бы один из родителей был постоянно проживающим там. Так же если хотя бы один из родителей был британским гражданином, получившим это гражданство не по происхождению[5]. Все остальные классы британской государственной принадлежности не дают права постоянного проживания в Соединённом Королевстве. Некоторые граждане государств Содружества имеют право на постоянное проживание в Великобритании, и большинство других прав наравне с правами граждан Великобритании. Статус постоянного жителя именуется «англ. Indefinite Leave to Remain» — «Неограниченное разрешение на проживание».
Для граждан ЕС
Граждане государств Евросоюза, в соответствии с «Римским договором», в Великобритании имеют право работать, оказывать услуги или осуществлять предпринимательскую деятельность и другие виды .
Миграционная амнистия — 2019
Такое условное название получило решение МВД РФ, выработанное на основе достигнутых в ноябре 2018 года договоренностей Президентов России и Республики Молдовы.
Суть данного решения сводится к тому, что граждане Республики Молдовы, находящиеся на российской территории с нарушением сроков пребывания, в период с 24.01.2019 по 24.02.2019 смогут выехать в свою страну без последствий, т. е. без привлечения их к административной ответственности за нарушение сроков пребывания на территории РФ и без принятия в отношении таких лиц решения о запрете въезда в Россию.
Кроме того, в отношении данных лиц, которые совершат выезд на территорию Молдовы из России в обозначенные выше сроки, начиная с 25.02.2019 начнется работа компетентных органов по пересмотру или смягчению уже вынесенных решений о запрете на последующий въезд в РФ.
Соответствующее сообщение было опубликовано на официальном сайте МВД РФ 03.12.2018, найти его можно по данной ссылке. В настоящий момент разрабатываются меры по реализации данной программы в 2019 году.
Итак, мы вкратце рассмотрели основные изменения в миграционном законодательстве в 2019 году, которые в основном касаются ответственности принимающей стороны за соблюдение целей въезда в РФ и сроков выезда из России приглашенных ими иностранных граждан / лиц без гражданства.
Кроме того, мы представили небольшой обзор самых громких из находящихся сейчас на рассмотрении законопроектов, относящихся к миграционной сфере.
Обязательная дактилоскопия мигрантов с 1 января 2016 года
К законам и положениям о въезде мигрантов в Россию в 2016 году прибавился ещё один существенный пункт – с 1 января все въезжающие в страну иностранцы обязаны проходить процедуру дактилоскопии.Это необходимо для того, чтобы выявлять лиц, пытающихся проникать по чужим документам, или ранее были уличены в тех или иных правонарушениях в отношении России.
Стоит отметить, что правило об обязательной дактилоскопии действует только для иностранцев из безвизовых стран. И пока не ясно, будут ли расширять действие этого правила на визовые страны.
С начала года около двухсот тысяч дактилоскопических пунктов устанавливаются в местах въезда иностранных граждан.
Плант дактилоскопии пока рассчитан на 4 года – с 2016 по 2020. Затем результаты обязательной дактилоскопии будут всесторонне оценены и по итогам будет ясно – станут продлевать или расширять эту программу после 2020 года.
Эксперимент дактилоскопирования въезжающих мигрантов работал с 2014 года в аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга. За этот период времени выявлено около двухсот иностранцев, пытающихся въехать в Россию по чужим или поддельным документам, а также больше трёх тысяч лиц, нарушивших миграционные правила и получившие запрет на въезд в Россию.
Основные направления миграционной политики РФ
Миграционное законодательство РФ определяется направлениями политики в указанной сфере. Существует несколько приоритетных задач, которые ставятся для реализации в ближайшем будущем и настоящем. Государственная миграционная политика РФ нацелена на:
- развитие и заселение отдаленных и слабозаселенных регионов, например, Дальнего Востока;
- контроль над незаконной миграцией и пресечение попыток нелегального пребывания в России;
- обеспечение и определение разумных условий для въезда и пребывания в России и т. д.
Правительство РФ определяет план и сроки для внедрения и реализации различных программ в сфере миграции. Государственная миграционная политика РФ на сегодня определена до 2025 года и изложена в специальном документе.
Правила въезда в Россию мигрантов: кому въезд в страну запрещен
С 1-го января 2015 начали действовать следующие правила въезда для всех граждан СНГ. Они же действуют и в 2016 году:
- Запрещен въезд по внутреннему паспорту для граждан тех государств СНГ, что не состоят в Таможенном союзе. То есть, граждане из Таджикистана и Узбекистана, из Молдовы и Туркменистана, из Азербайджана могут теперь въехать в РФ исключительно по загранпаспорту. Виза не требуется.
- Въезд по внутреннему паспорту остался сохраненным для граждан тех государств, что входят в ЕАЭС. То есть, для жителей из Белоруссии, из Армении и Казахстана, а также из вступающей в ЕАЭС Киргизии.
- Для мигрантов с Украины также меняются правила въезда. Теперь въехать в РФ жители соседней страны смогут только по загранпаспорту. Что касается беженцев, для них могут быть сделаны послабления, в связи с политической ситуацией.
Сроки нахождения в РФ для мигрантов ограничены определенными временными рамками.
При отсутствии особого разрешения, граждане, прибывающие в РФ из стран СНГ, имеют право оставаться в стране без постановки на учет в ФМС 90 дней в течение 6 месяцев (суммарно – 180 дней в течение 1 года). Для всех мигрантов является обязательным заполнение (правильное) миграционной карты (и ее сохранение) при въезде.
В 2016 году российское правительство постепенно отказывается от масового предоставления временного убежища и продлении статуса для жителей ЛНР\ДНР.
С 1 января 2016 года работодателям запретили принимать на работу граждан Турции. Отныне работодатели, заказчики работ или услуг, желающие пригласить работников-граждан Турецкой Республики, должны быть включены в перечень, разработанный МинТруда РФ. Миграционная служба будет осуществлять строгий контроль этого правила. Если же трудовой договор или контракт был заключен до 31 декабря 2015 года, работодатель вправе продлить его.
В 2016 году гражданам Белоруссии больше не придется сдавать экзамены на знание русского языка, истории и основ законодательства для оформления вида на жительство или гражданства РФ.
Для граждан Узбекистана с 1 января 2016 завершается действие паспортов небиометрического образца, паспорта нужно обязательно поменять, иначе его обладателю грозит депортация и запрещение въезда в Россию.
Гражданам Таджикистана необходимо иметь в виду, что в 2016 году в России не планируется миграционная амнистия для них, а также не планируется вступление РТ в ЕАЭС и отмена патентов для его граждан.
Граждане Грузии с 23 декабря 2015 года могут оформлять деловые, рабочие, учебные и гуманитарные визы любой кратности. Приятная новость — теперь въезжающим в России гражданам Грузии не придется доказывать родство с лицом, оформившим для него частное приглашение
Следует помнить:
При нарушении правил пребывания в РФ (при превышении положенного законом срока пребывания в стране без уважительных причин и соответствующих документов) применяются штрафные санкции.
Повторный въезд в РФ, согласно закону, будет запрещен:
- На 5 лет – при нелегальном нахождении в России более 180 дней.
- На 10 лет – при превышении лимита на 280 суток.
Начало отсчета – дата, что отмечается на границе при выезде из России.
Срок в 90 разрешенных для пребывания суток может увеличиться при следующих условиях:
- Длительный вид на жительство и/или работу.
- Имеющееся разрешение на временное проживание.
- Наличие купленного патента.
- Оформленный контракт для службы в армии РФ.
- Обучение в РФ.
Для 2-х последних случаев срок пребывания соответствует тому времени, которое оговорено военным контрактом либо требуется на обучение. В остальных случаях срок пребывания будет ограничиваться периодом действия имеющегося документа. И в любом случае в миграционной карте должна стоять специальная печать ФМС «о продлении срока пребывания».
Все аспекты (правовые и пр.) пересечения российской границы — в ФЗ-114 от 15.08.1996 (с поправками от 20.04.2014).
Изменения в законодательстве о миграции: увеличен срок временного пребывания в РФ для граждан из ДНР и ЛНР
Любые иностранцы, которые временно прибывают в Россию без визы, имеют право находиться в стране 90 суток с момента каждого въезда (но въезжать можно не чаще одного раза в 180 суток). Это правило закреплено в пункте 1 статьи 5 закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ. Однако Правительство РФ может увеличивать этот срок до 180 суток.
29 декабря 2018 года принято правительственное постановление «Об увеличении срока…» № 1744. Теперь граждане Украины, ДНР и ЛНР могут находиться в России не 90, а 180 суток с момента каждого въезда.
Соответственно, любой гражданин Украины, ДНР или ЛНР может въехать в Россию, прожить в стране до 180 дней, выехать из нее и сразу вернуться. Срок временного пребывания начнет течь заново.
Иных изменений в миграционное законодательство не вносилось, а новый закон о миграции не принимался — это лишь слухи.
Новое в миграционном законодательстве
Существует несколько нормативно-правовых актов, регулирующих сферу миграции. К ним относятся Федеральные законы, определяющие порядок въезда иностранных граждан и правовое положение таковых на территории России. Однако постоянно ведется работа над нормативно-правовой базой, определяющей порядок миграции.
Одним из возможных нововведений может стать Миграционный кодекс РФ. Его создание уже обсуждается и в скором будущем, возможно, станет реальностью. Возникновение такого документа обусловлено обширностью проблем и вопросов, возникающих в сфере миграции.
Среди уже принятых нововведений в сфере миграции выделяется увеличение штрафов за нарушение миграционного законодательства, ограничение срока действия медицинских полисов для иностранцев. Иностранцу, въезжающему на территорию РФ, необходимо получить миграционную карту, о чем говорит законодательный акт, определяющий порядок и правила ее оформления – Постановление правительства РФ о миграционной карте (от 16 августа 2004 г. N 413).
Получение загранпаспорта
Для граждан множества государств при въезде в Россию потребуется загранпаспорт. Закон о мигрантах (так многие ошибочно называют Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ, который регулирует правила и порядок въезда в РФ и выезда из РФ) претерпел изменения и в вопросах возможности граждан некоторых государств въезжать в Россию по гражданскому паспорту. Жители большинства стран СНГ обязаны иметь загранпаспорт, чтобы попасть в нашу страну, однако, остались и те, кому нет необходимости представлять заграничный паспорт для визита в РФ. С начала 2019 года существенно усложнилось пересечение границы между Россией и Украиной в обе стороны.
Прохождение экзамена для мигрантов
Экзамен по русскому языку сдают только те мигранты, которые претендуют на получение рабочего места или длительное пребывание в России. С 2017 года увеличился размер государственной пошлины за сдачу тестов, а пройти экзамен возможно исключительно в центрах, имеющих право на предоставление такой услуги. Миграционный режим предполагает обязательное прохождение экзамена тем, кто не смог подтвердить соответствующие знания документально: при помощи диплома об образовании, сертификата о сдаче подобного экзамена, других документов.
Полис медицинского страхования
Новый закон для иностранных граждан в сфере миграции подразумевает выдачу полиса медицинского страхования для таких лиц не на срок действия РВП, как раньше, а на срок до окончания года. Тем, кто получил его в 2017 году, необходимо явиться в страховую компанию и продлить действие полиса. является обязательным документом не только при въезде в РФ, но и при осуществлении трудовой деятельности на ее территории.
Новеллы в законодательстве о миграции: новые обязанности приглашающей стороны
С 01.01.2019 вступает в силу очередная новелла в миграционном законодательстве — новое положение ст. 16 закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее — закон № 115-ФЗ) расширяет перечень обязанностей приглашающей стороны по отношению к приглашенному ею в РФ иностранному гражданину / лицу без гражданства.
Так, в соответствии со ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 19.07.2018 № 216-ФЗ новая редакция ст. 16 закона № 115-ФЗ будет содержать п. 6, согласно которому приглашающая сторона обязана будет принимать меры по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным лицом / лицом без гражданства порядка пребывания (и проживания) в РФ в части соответствия заявленных целей въезда в Россию и фактически исполняемой таким гражданином деятельности. Еще на приглашающую сторону будет возложена обязанность контролировать соблюдение приглашенным ею физлицом сроков выезда из РФ.
Как видно, говорить о новом законе о миграции пока не приходится, упомянутые новшества дополняют существующие нормы миграционного законодательства.
Дополняет это новое положение закона № 115-ФЗ и свежая норма Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), вступающая в силу 16.01.2019. Так, ч. 2 ст. 18.9 КоАП РФ теперь регламентирует, какую ответственность может понести принимающая сторона, если не примет необходимых мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным лицом / лицом без гражданства цели въезда или сроков выезда из РФ.
Такая ответственность выражается в форме штрафов в следующих размерах (ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 19.07.2018 № 215-ФЗ):
- для физлиц — от 2 тыс. до 4 тыс. руб.;
- должностных лиц — от 45 тыс. до 50 тыс. руб.;
- юрлиц — от 400 тыс. до 500 тыс. руб.
Упрощение процедуры получения гражданства для иностранцев, участвующих в программе переселения соотечественников
Один из самых простых способов стать гражданином России — участвовать в Государственной программе переселения соотечественников. Раньше в ней могли принять участие только те иностранцы и члены их семей, которые получили разрешение на временное проживание или и зарегистрированы в определенном ими регионе России по месту жительства (часть 7 статьи 14 Закона о гражданстве).
ФЗ № 544 изменил часть 7 статьи 14 Закона о гражданстве. С 29 марта 2019 года иностранцы и члены их семей не обязаны регистрироваться по месту жительства, чтобы участвовать в Госпрограмме переселения соотечественников. Теперь достаточно получить РВП или ВНЖ и зарегистрироваться по месту пребывания.
В пояснительной записке № 527255-7 Правительство России рассказало о причинах, побудивших внести законопроект в Госдуму. Дело в том, что раньше приезжие иностранцы (как правило, украинцы) не имели возможности зарегистрироваться по месту жительства, потому что люди, у которых они проживали, не давали согласия на это. В результате появился рынок услуг по фиктивной регистрации. Такие факты выявлялись органами полиции, и многим иностранцам отказывали в приеме в гражданство России. Теперь проблема решена.