Учитель. Вы все прекрасно знаете, как бывает трудно добиться того, чтобы дети уважали тебя, слушались, выполняли твои указания. Как помочь им в этом?
Ученик. Здесь главное — помочь найти взаимопонимание с самим собой, когда один человек обращается к другому с речью. Я знаю, как сделать так, чтобы меня слушали, но не понимает, с какой целью.
Учитель предлагает очень простую и эффективную схему, которая позволяет добиться взаимопонимания с учеником, а также понять, как помочь ему научиться уважать учителя. На одном из занятий тренинга «Искусство слушать» данная тема обсуждалась в группе участников.
Задание. Представьте, что Вы разговариваете с кем-нибудь, кто с Вами совсем не хочет разговаривать. Не здоровается с Вами, не отвечает на Ваши вопросы.
Ваши действия. Как Вы будете общаться с таким человеком?
Практические задания.
Объясните, как Вы будете вести себя в подобной ситуации.
Представьте, в классе, в процессе какого-либо обсуждения:
а) Вы пытаетесь подслушать разговор;
б) задаете вопрос, вовлекаете других в обсуждение;
в) умышленно обрываете собеседника, задавая ему вопрос.
Обратив внимание на эти ситуации, ученик в ходе работы над следующими упражнениями сможет осознать свою роль в общении, сформировать представления о правах и обязанностях, научится устанавливать контакт с другими людьми.
1. Задайте вопрос: «Как Вы будете себя вести, если собеседник вас прервет?»
Возьмите лист бумаги и запишите два высказывания.
«Я не хочу слушать того, кто перебивает меня».
«Меня не устраивает, когда собеседник прерывает меня. Поэтому я не буду с ним разговаривать».
2. Придумайте вопрос, чтобы задать его человеку, который ведет себя несносно. Прочитайте первую фразу вслух и запишитесь на листке бумаги. Можете записать ее отдельно.
Когда мне нужно будет с кем‐то поговорить, я придумаю, как я буду себя вести. Я могу спросить: «Почему ты меня перебил?»
3. Запишите свою фразу в процессе разговора с человеком, ведущим себя несдержанно, грубо.
Я хочу ответить грубостью на грубость.
Если я буду вести себя так же, я не смогу добиться от него того, что мне нужно, или же он закончит разговор раньше, чем мне нужно.
4. Пример: Вы — учитель в классе. Вы ведете урок, ребенок очень отвлекается и мешает Вам. Вы стараетесь не обращать н